Культура, созданная средствами массовой информации

01.01.2017

Западное капиталистическое общество посредством образования, рекламы и средств массовой информации породило совершенно новый вид культуры. Социологи его назвали мозаичной.

Если говорить о культуре, то культурой называется накопленный опыт и знания человека или группы людей. Культура —  это умение жить и быть,  это технологии достойной жизни, плод цивилизации, выращенный из семени разума. Культура — это мера достоинства человека. Кто обладает высокой культурой, обладает огромным богатством, которого никогда не заметит человек с низким уровнем культуры.

Школа – это храм науки. В школах наши дети получают знания, умения и навыки. В школах закладывается культурное видение происходящего и окружающего нас мира.

Советский и российский учёный, доктор химических наук, историк, социолог, психолог, политолог, экономист Сергей Георгиевич Кара-Мурза пишет: «Школа - механизм, сохраняющий и передающий от поколения к поколению культурное наследие данного общества. В то же время это идеологический механизм, "производящий человека" данного общества».

Очевидно, наши школы реформируют не потому, что школы несовершенны или учителя не такие, а потому, что, вступая в буржуазное общество, требуются новые граждане - с новым мышлением и с новой культурой.

В России на лоне демократической свободы законом отменили цензуру в средствах массовой информации. Появилась реклама. Фильмы пропагандируют насилие, случайные связи. В криминальных драмах нам показывают, как хорошо жить не работая, грабя других людей. В мультфильмах «Симпсоны», «Футурама», «Семейство Грифинов» пропагандируют классовое неравенство, распитие пивка. В общем, перевернули все культурные ценности.

Поменялся способ подачи информации в новостях. Современные новости лишены содержания, а наполнены эмоциями. Это Западный тип подачи информации, основанный на манипуляции сознанием. В «новых» новостях цель не рассказать происходящее в мире или стране, в «новых» новостях целью является психологическое воздействие на человека посредством чувств и эмоций для реализации другой поставленной скрытой цели манипулятора. Для этого подбирают определенный темп разговора и подачи информации. В нужный момент усиливают негативную, а в нужный момент положительную эмоцию. Такие «новости» - это четко спланированное затуманивание мозгов.

Все средства массовой информации излагают информацию в такой форме, в которой нет общей структуры, основы, систематизации. Например, идет фильм, который внезапно прерывается рекламой, одна реклама сменяется другой, потом фильм продолжается, и в итоге связь с предыдущим эпизодом фильма потерялась. Новости – это поток бесструктурной информации, т.е. в новостях нет построенной системы изложения событий, нет логических переходов от одной информации к другой, все эпизоды новостей – это разорванные куски фраз и предложений. Возьмем любой новый фильм: например, популярный среди наших детей «Наша раша» - это цепочка не связанных между собой эпизодов. Если рассмотреть большинство новых фильмов или мультфильмов, то в них вырвана основа, в них нет структуры, нет систематизации. Таким образом, человек, а в нашем случае ребенок, находится в огромном потоке фрагментов информации, не связанных между собой. Гонка за развлечениями и различными «фишками» упростила подачу информации до бесструктурной информации, потому что построение структуры создает некоторый дискомфорт телезрителю, потому что нужно думать.

Новые фильмы и мультфильмы, где думать уже не надо, а надо только в виде развлечений получать информацию, реклама, газеты с сенсациями, новости, Интернет – привели цивилизацию к мозаичной культуре.

Когда человек получает большой поток информации, не связанной между собой, когда человек не осмысливает информацию, не расставляет ее по полочкам, он теряет способность к систематизации. Для такого человека нет приоритетов важности информации. Для него важная и не важная информация становится одинаковой. В голове появляется «каша» из обрывистых знаний, и в этих знаниях нет точек отсчета, нет начала и конца, нет ни времени, ни пространства. Знания перестают быть своими знаниями, потому что они всегда опираются на чье-то мнение: ученых, проповедников, «звёзд», футболистов или еще кого-нибудь. У человека с мозаичной культурой видны нарушения устных, письменных навыков. Они не связно излагают свои мысли. Им тяжело читать длинные и объемные тексты. Мало того, они утрачивают желание самостоятельно мыслить и совершать открытия. Они ждут, когда кто-то им все объяснит и покажет, как сделать. Знания, которые нужно добывать собственными усилиями, заменены разными «фишками» и «приколами».

Мы смеемся над мозаичной культурой американцев, потому что некоторые из них думают, что на автомобиле можно доехать из Англии в Соединенные Штаты, а ведь нам строят такой же тип культуры через СМИ.

Французский социальный психолог Авраам Моль один из первых, кто начал использовать понятие мозаичной культуры. Он писал в своей книге «Социодинамика культуры» о мозаичной культуре: «…знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления….»

В противовес Моль описывает старую культуру, с упорядоченной системой знаний. Он назвал ее гуманитарной.

Гуманитарная культура – это культура, в которой установлены основные предметы и главные темы для рассуждений. В гуманитарной культуре в знаниях есть основа и структура, объединенная в единую картину. Здесь появляется система четко выстроенных знаний, объединенная в единую модель.

В статье «Информационное общество Украины: неотложные политические задачи» Татьяны Поповой и Сергея Азарова, хорошо сказано о мозаичной культуре…
«В хаосе информационных сообщений, как бы изощренно не подавались они СМИ, просматривается проклятие ХХ века – мозаичная культура. Иными словами – среднестатистический гражданин современности знает обо всем понемногу. Его не пугают ни Интернет, ни цифровое неравенство, ни электронный бизнес, ни электронное правительство. Обо всем он уже наслышан, хоть толком так до сих пор и не знает, ни что оно означает, ни для чего нужно».

Мозаичная культура в нашей стране сейчас хорошо видна в основном у детей и юношей школьного и студенческого возраста. Это дети и юноши, выращенные на фильмах и передачах нового бесструктурного формата. По моим опросам многие дети считают «Телепузики» нормальной детской передачей. Самые популярные и просматриваемые фильмы детей – «Наша Раша», «Даешь молодежь». Особую популярность имеют мультфильмы «Футурама» и «Симпсоны». Наши дети постоянно получают бессвязную, бестолковую и развлекательную информацию, поле чего развивается мозаичная культура. Напротив, старые советские мультфильмы и фильмы, пользуются для большинства детей малой популярностью. Эти фильмы в другом формате – формате гуманитарной «академической» культуры. Чтобы смотреть фильмы или мультфильмы, созданные в советский период, нужно чуточку напрячь мозг, для восприятия содержания. Эти фильмы обычно содержат смысл, и он отпугивает ребенка в пользу фильма с мозаичной культурой. Зачем смотреть мультфильм «КОАП», в котором нужно думать, если «Смешарики» смотреть тоже интересно и весело, не думая. В «Смешариках» для развития мозаичной культуры ребенка, даже формы животных убрали. Сделали всех животных бесформенными, чтобы дети не «напрягались» по поводу того: почему у животного такая форма, а не другая.

Дети по природе изначально мозаичны, раньше общество учило объединять информацию по принципу «университета», строить структуру информации, выделять главное и неважное, сейчас дети попадают в такую информационную среду, в такую яму, что выбраться самому почти невозможно. Хорошо, если родители занимаются ребенком, следят за тем, где находится во всемирной паутине Интернет их чада, что смотрит по телевизору, в какие компьютерные игры играет.

Мозаичная культура создала нового человека «человека массы» – идеального объекта для манипуляции сознанием. Ведь несвязанная информация в голове приводит к тому, что теряются разумные приоритеты её важности, вся информация становится одинаковой. Таким человеком всегда движет эмоция, а манипулятор этим пользуется, обволакивая ту или иную информацию в нужную ему эмоцию. «Человек массы» всегда самодовольный, считающий себя образованным, называющий себя специалистом, но образованным именно чтобы быть винтиком. Если приглядеться, то в описании человека массы легко увидеть наших детей, часто самодовольных, неспособных выбрать из множества главное и гоняющиеся за рекламируемыми лживыми ценностями.

Соратник Гитлера А. Шпеер в своем последнем слове на Нюрнбергском процессе признал: "С помощью таких технических средств, как радио и громкоговорители, у восьмидесяти миллионов людей было отнято самостоятельное мышление".

Таким же образом отнимают у нашего народа и детей разум. Подменяют культуру, оберегающую нас тысячелетиями, на новую безумную и безвольную - «мозаичную».

Наши учителя пока еще борются с мозаичной культурой. И как бы они ни боролись, у телевизора и компьютера больше возможностей в воспитании, чем у учителя, поэтому в развитии ребенка необходима помощь родителей.

Мы смеемся над мозаичной культурой Запада и Америки. Вот, мол, «тупые американцы», а сами превращаемся в тупых русских. А если мы всерьез не задумаемся о данной проблеме, наши дети превратятся в бездумную массу, которой легко управлять посредством рекламы, фильмов и новостей, наши дети станут верить «звёздам», политикам, всевозможным лживым специалистам и лживым учёным.

Посмотрите ролик, демонстрирующий мозаичную культуру. Учитель читает часть С «четвёрочной» работы ЕГЭ по истории. Это смех сквозь слёзы. Мне с трудом верится, что мы такими становимся. Мало того мы оцениваем эту работу оценкой «4», хотя в действительности нужно ставить «1».

Галина Алексеевна Лилич - Почетный профессор СПбГУ, преподаватель Славянской кафедры Филологического факультета зачитывает сочинение (ЕГ) о Ленине! (ссылки на видео ниже)

http://video.online.ua/151564/o-leninesochinenie-iz-ege/?open=true

http://new.bnkomi.ru/data/video/3778/

https://www.youtube.com/watch?v=VrTdiDwWbNw

Если ссылки не открываются. то видео можно скачать здесь

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.11.2018

Дата обновления: 22.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.