Образовательные программы

16.11.2021

Образовательные программы

«Детский сад – дом радости!». Уже одно это название вызывает охоту согласиться с ним. Вот мы и согласились: выбрали для своего детского сада программу доцента кафедры дошкольной педагогики Пермского государственного педагогического университета Крыловой Натальи Михайловны «Детский сад - дом радости». Произошло это в 1995 году.

Понятием «Дом» обозначается возможность каждого ребенка, с учетом его возраста, пола и индивидуальности, прожить каждый день жизни максимально активно, удовлетворяя свои потребности: физиологические и духовные. В нашем «доме» царит такая обстановка, такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, когда каждого понимают и принимают, любят и уважают за то, что он – индивидуальность.

«Радость» - это слово обозначает эмоцию, которая возникает в момент большого душевного удовлетворения и удовольствия, если деятельность, которую осуществляет человек, несет в себе позитивный результат.

Почему же мы выбрали именно эту программу?

Во-первых – наличие технологии, которая представлена ежедневными сценариями целостного педагогического процесса. Как известно - мир безграничен. И количество информации, которую должен усвоить растущий человек – огромно. Количество занятий и их продолжительность строго ограничены. Когда же, в каком количестве, в какой очередности учить, развивать, воспитывать, чтоб все успеть, ничего не упустить? Ни одна из программ, предлагая содержание, не описывает конкретного механизма передачи этого содержания детям. А технология Н.М. Крыловой как раз этим и занимается. Сценарии ежедневного плана организации жизни и деятельности детей предусматривают в течение дня работу по всем направлениям: это и забота о здоровье, и развитие речевого дыхания, и упражнения в доброте, и воспитание ответственности и т. д. Буквально всему определено место и время.

Во-вторых. Программа составлена на основе обобщения и интеграции (взаимопроникновения) фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук. Представляет один из вариантов проектирования содержания дошкольного образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта. В программе «Детский сад-дом радости» мы нашли, с одной стороны, то, к чему привыкли относиться с большим уважением: это неспешное, домашнее течение детсадовской жизни с заботой о родных и близких, это любимые детьми деревянные конструкторы, это и ведущая роль педагога и строгая дисциплина. И, с другой стороны, то, что отражает изменения современного мира. Это, например, авторская идея Н.М. Крыловой: воспитание дошкольника как неповторимой индивидуальности, которая позволяет сформировать активную, ответственную и неординарную личность.

В-третьих. Забота о здоровье ребенка. Она конкретна, ежечасна, результативна. Определенным образом построенный сценарий дня и занятий позволит даже начинающему воспитателю не пропустить работу по формированию правильной осанки, научит детей осознанно относиться к своему организму, вовремя снять физическое напряжение.

Методической особенностью программы–технологии является наличие, разработанных автором сценариев каждого дня. Педагогический процесс строится на основе индивидуального общения взрослого с ребенком. Программа учит воспитывать человека творца, человека созидателя, осознанно и ответственно относящегося к жизни.

Одним из обязательных условий работы по программе является обучение на курсах автора программы – Натальи Михайловны Крыловой – увлеченной, восторженной, высокопрофессиональной и принципиальной.

Наши педагоги прошли обучение в городах Пермь, Москва и Екатеринбург. Много новых и замечательных впечатлений. Было много вопросов, связанных со спецификой программы, даже скептических. Что это за странный прием «подлезание» и насколько он обязателен? Не нарушаем ли мы права ребенка, предлагая ему стоять на занятии в определенной позе? Возможно ли, проработать все темы с каждым ребенком индивидуально? Не скучно ли детям выполнять на занятии уже освоенную деятельность? Как убедить родителей приводить ребенка к положенному времени? Каким образом можно разместить 20 детей у одного стола, чтобы всем было видно, что делает воспитатель. И, наконец, в чем же творчество педагога, если весь день запланирован автором программы? Эти и многие другие вопросы не остались без ответов. Наталья Михайловна отвечала, растолковывала, приводила примеры, научные доказательства, разъясняя свою позицию. И насколько очевидны и просты оказывались решения, казалось бы, не разрешимых задач!

Но особенно удивительны дети! Разговорчивые малыши, знающие бессчетное количество игр, рослые, крепкие подготовишки, между делом обсуждающие, что общего между русским царем Николаем I и академиком Сеченовым, и почему А.С. Пушкин не подходит в эту компанию.

Огромное значение имеет создание развивающей среды, которая в немалой степени обеспечивает программу. Ленточные столы, полочка няни и избыточной информации, экологическое окно и медведь, репродукции картин русских художников и еще много разных, необходимых для работы по программе вещей, приходится продумывать, придумывать, делать эскизы, заказывать.

Конструктивная деятельность – мало представленная в работе современных детских садов - в программе «Детский сад – дом радости» занимает одно из ведущих мест. Каждая группа обеспечивается индивидуальными настольными и напольными строительными наборами. На работе с конструктором построена сюжетно-ролевая игра и развитие математических способностей, формирование коллективизма и структуры деятельности. Формированию структуры деятельности уделяется особое внимание, начиная с младшей группы. Сначала, нам, взрослым, у которых эта структура сформирована, самим пришлось совершить теоретическое открытие. Оказывается, пятичастная структура состоит из: замысла, предмета деятельности, средств деятельности, порядка и результата. И только при наличии всех элементов и совпадении результата с задуманной целью деятельность является успешной. Этому мы сейчас и пытаемся научить наших малышей, и они с удовольствием и легко учатся.

Учимся и мы. Оказывается, подготовка рабочего места к занятию, а именно эта задача ставится на первое место в начале учебного года, не такое простое и совсем не скучное дело! Оказывается, отсутствие кукольной мебели не тормозит развитие игры, а совсем наоборот. Оказывается, трехлетние дети прекрасно умеют играть в хороводные игры самостоятельно! Надо всему этому их только правильно научить!

А то, КАК учить и является основным предметом рассмотрения технологии «Детский сад - дом радости». И основополагающим приемом и принципом здесь является «Лесенка успеха», состоящая из четырех ступенек, по которым поднимаются педагоги со своими воспитанниками в течение занятия, дня, года и всего дошкольного периода. На самой первой ступеньке воспитатель – «артист», а дети – «очарованные зрители». Вот здесь то и проявляется главное творчество педагога, творчество не режиссера, но артиста, исполнителя. Рассказать так, сделать так, чтобы дети влюбились в эту деятельность, увлеклись ею, захотели сами попробовать. Вторая ступенька предполагает сотрудничество. Воспитатель и дети «вкусные собеседники», они вместе и с удовольствием делают общее дело, увлекая и очаровывая друг друга. Третья ступенька: воспитатель-«организатор, координатор, дирижер», а дети – «умелые исполнители». Данный уровень работы предполагает достаточно высокую самостоятельность и сформированность навыков у детей, и достаточно корректную позицию воспитателя: помогать, вмешиваться только при необходимости. И, наконец, последняя ступенька: воспитатель – «очарованный зритель», а дети – «артисты, творцы, созидатели»! Умение жить и работать с удовольствием, грамотно, весело и красиво, результативно и ответственно – вот чему учит программа, и вот чему мы учим своих воспитанников.

Дети осваивают структуру деятельности, учатся задумывать цель, готовить свое рабочее место для продуктивных видов деятельности, анализировать результат. Им это не трудно, так как в группе живет персонаж-недотепа Мишка, Незнайка, Емеля, который многого не умеет и не знает. А, как известно, лучше и легче всего научиться, когда сам учишь кого-то. Вот мы и учим этого наивного и не слишком образованного Мишку. Он иногда говорит глупости или не понимает, ему приходится объяснять не один раз, доказывать, убеждать. Иногда он задает очень трудные и неожиданные вопросы, и тогда надо думать и даже советоваться со взрослыми. Но ему всегда нравится то, что сделали для него ребята, и он радуется каждому их успеху!

В программе младших групп нет специально организованных занятий по математике и развитию речи. Поэтому считать и говорить приходится в течение всего дня. Всегда нужно точно знать: сколько подушек на одной кроватке, сколько кирпичей понадобится для постройки дорожки, сколько тарелок поставлено на стол, и сколько мест должно быть в зрительном зале, чтобы все куклы смогли посмотреть спектакль!

Речевая работа также не выносится в отдельное занятие, но эта деятельность является основополагающей в течение всего дня. Начинается она с индивидуального утреннего разговора с воспитателем, продолжается в обсуждении предстоящего занятия, в хороводной игре, в минутке шалости, в разговоре с Мишкой, в обсуждении сегодняшнего меню и непринужденной беседе за столом, во время сбора на прогулку и на улице, перед сном и после пробуждения. А дома, с мамой, нужно выучить придуманный рассказ, чтоб назавтра выступить с ним перед друзьями. В речевой работе с детьми младшей группы используется полилог, когда все дети проговаривают фразы, чтобы не гасить детскую речевую активность.

Одной из задач программы является содействие овладению воспитанниками основами духовной культуры, интеллигентности. Она решается через формирование культуры трапезы, чтение классических стихов русских поэтов перед сном, формирование навыка «любования» произведениями живописи, чистотой и красотой в группе, своим внешним видом, окружающей природой, через воспитание почитания родителей, заботы о своем здоровье, умения дружить.

Маленький ребенок с трудом запоминает незначимую для него информацию, не видит порядка и беспорядка. И поэтому мы 10-20 раз в день, каждый час и чаще проверяем и любуемся порядком в своей группе. «Ах! Какая красивая группа! Ах! Какой у нас порядок! Как ровненько стоят столы! Как аккуратно расставлены игрушки! Какие чудесные букетики на столах! А какие нарядные у нас ребятишки! Какие чистые руки и полотенца! А картина!» И т.д. и т.п.

Одним из видимых признаков работы по программе являются тканевые индивидуальные салфетки. Сначала не верилось, что такой простой прием имеет такую действенную силу. Но очень быстро мы в этом убедились. Как выяснилось: крошки на общем столе и крошки на твоей собственной салфетке совершенно разные вещи! И совсем не трудно есть аккуратно. И очень удобно пользоваться ножом, даже если тебе только три года. И молоко пить интересно, если пустой бокал можно перевернуть и использовать для выкладывания узора.

А как мы научились одеваться на прогулку! А сколько узнали об одежде! И рукава то у неё, и манжеты, и планочки, и застежки бывают разные, даже с таким названием как молния. И штанишки то не просто штанишки, а брюки, рейтузы, лосины, шаровары, джинсы и т.д.

Вместе с детьми учатся и педагоги. Мотивация деятельности и интрига, «опробование» и «гроздья винограда», «подлезание» и «поза царя», и много других новых или хорошо забытых старых педагогических приемов освоены нашими воспитателями. Казалось бы такой знакомый и легкий прием, как чтение классических стихов перед сном. Но и здесь свои тонкости: читать нужно напевно, красиво, но не слишком выразительно. Уловить эту золотую середину, чтоб не потерять поэтики и красоты, и чтобы не слишком возбудить эмоции ребенка – оказывается это не так легко.

Наши малыши поднимаются по ступенькам «Лесенки успеха» - одного из символов программы. Они научились самостоятельно играть в хороводные, словесные и настольно-печатные игры. Умеют составлять рассказы и уже выпустили первые книжки «Рыбка», «Моя семья», «Игрушки». С удовольствием строят из конструктора мебель для «матрешек», мосты, дороги, домики. И даже целый детский сад или город.

«Дорогу осилит идущий!» - гласит народная мудрость. Мы только в самом начале пути, но полны оптимизма наши сердца, радостны глаза, потому что впереди мы видим прекрасную цель: детский сад – Дом Радости!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.