Психологическое сопровождение

01.01.2017

Психологическое сопровождение рассматривается, как стратегия работы педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Психологическое сопровождение - комплекс психолого-медико-педагогических мер, направленных на поддержание равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по обогащению своей образовательной потребности и объемом, динамическими показателями образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, психологов, медиков и других субъектов образовательной деятельности. То есть с одной стороны - сопровождение процесса обучения ребенка, с другой - создание условий для комплексной реабилитации или абилитации ребенка с ограниченными возможностями в тесном сотрудничестве всех специалистов и родителей. Для этого необходимо систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка с особыми потребностями, динамику его интеллектуального, психофизического и личностного развития в процессе обучения, посредством скоординированного плана работы всех специалистов, постоянного наблюдения за уровнем развития ребенка.

Цели деятельности педагога-психолога:

-создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания и социализации на базе детского сада;

- содействие педагогическому коллективу детского сада в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; психологической готовности к школьному обучению.

Задачи деятельности педагога-психолога:

- анализ психологический социальной ситуации в детском саду, группе; выявление причин их возникновения, определение путей и средств их разрешения;

- содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения образовательной программы детского сада, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;

-содействие педагогическому коллективу в организации социально-психологического климата в детском саду;

-разработка картотеки упражнений направленных на профилактику и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;

-разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ для воспитанников с ОВЗ и одаренных детей, воспитанников имеющих трудности в усвоении образовательной программы детского сада;

- подборка для педагогов детского сада комплекта научно-методических материалов и практических разработок в области психологии.

2.2.1 Психологическая коррекционно-развивающая работа

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. В случае трудностей в коррекции в рамках МАДОУ ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения ПМПк МАДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.

Направления работы:

- проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры, наблюдение;

- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года);

- выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.

Это направление работы включает:

- групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах)

- тренинговые занятия с педагогами и специалистами МАДОУ;

- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;

- тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары)

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.11.2018

Дата обновления: 22.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.