01.01.2017
Психологическое сопровождение рассматривается, как стратегия работы педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
Психологическое сопровождение - комплекс психолого-медико-педагогических мер, направленных на поддержание равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по обогащению своей образовательной потребности и объемом, динамическими показателями образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, психологов, медиков и других субъектов образовательной деятельности. То есть с одной стороны - сопровождение процесса обучения ребенка, с другой - создание условий для комплексной реабилитации или абилитации ребенка с ограниченными возможностями в тесном сотрудничестве всех специалистов и родителей. Для этого необходимо систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка с особыми потребностями, динамику его интеллектуального, психофизического и личностного развития в процессе обучения, посредством скоординированного плана работы всех специалистов, постоянного наблюдения за уровнем развития ребенка.
Цели деятельности педагога-психолога:
-создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания и социализации на базе детского сада;
- содействие педагогическому коллективу детского сада в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; психологической готовности к школьному обучению.
Задачи деятельности педагога-психолога:
- анализ психологический социальной ситуации в детском саду, группе; выявление причин их возникновения, определение путей и средств их разрешения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения образовательной программы детского сада, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
-содействие педагогическому коллективу в организации социально-психологического климата в детском саду;
-разработка картотеки упражнений направленных на профилактику и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
-разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ для воспитанников с ОВЗ и одаренных детей, воспитанников имеющих трудности в усвоении образовательной программы детского сада;
- подборка для педагогов детского сада комплекта научно-методических материалов и практических разработок в области психологии.
2.2.1 Психологическая коррекционно-развивающая работа
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.
Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. В случае трудностей в коррекции в рамках МАДОУ ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения ПМПк МАДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.
Направления работы:
- проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры, наблюдение;
- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года);
- выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.
Это направление работы включает:
- групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах)
- тренинговые занятия с педагогами и специалистами МАДОУ;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017