08.09.2021
Одним из важных условий реализации ООП ДО
является взаимодействие с семьей: дети, воспитатели, родители, администрация –
главные участники образовательных отношений.
Педагогическое
взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон (субъектов
образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными субъектами
педагогического процесса в детском саду являются дети, воспитатели,
специалисты, младшие воспитатели, медицинский персонал, родители (законные
представители). Равноправие субъектов подразумевает:
- открытость к взаимодействию;
- возможность запросить, и получить информацию;
- инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь
возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из
субъектов;
- возможность участия субъектов в планировании,
реализации, управлении и оценке результатов совместных проектов,
образовательного процесса.
Семья
является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для
индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического
культурологического развития общества.
Цель коллектива – установить партнерские отношения,
объединить усилия для успешного освоения детьми основной общеобразовательной
программ дошкольного образования, создать атмосферу общности интересов,
активизировать родителей через включение их в управление и совместную
детско-взрослую деятельность.
Задачи:
1. Обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
2. Оказание
помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Обеспечить
учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в
определении:
- специфики национальных, социокультурных и иных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- выбора тех парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического
коллектива;
- сложившихся традиций МАДОУ.
4. Создать
условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
5. Обеспечить
информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления
информации о ООП семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в
образовательную деятельность.
6. Взаимодействие
с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка,
непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
7. Обеспечить
консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам
образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.
Основные направления
взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого
воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных
возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом
дифференцированного подхода к каждому родителю.
Информирование родителей
о ходе образовательного процесса.
Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой
вклад в организацию образовательного процесса.
Особая помощь от
родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между
семьями обогатит каждого из детей данной группы и создаст между детьми
микроклимат, необходимый для общения их друг с другом.
Работа по созданию и
обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями
воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой
информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если
результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям, только когда
ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого, и качество
работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя. Не следует
торопиться в этот же день выставлять для обозрения родителей работы.
Психолого-педагогическое
просвещение родителей
с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является
ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных
областей. Особо важная задача - формирование физического и психического
здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы,
консультации, родительские собрания и конференции.
Родительские собрания
проводятся три
раза в год. Сценарии их очень подробно прописаны в Технологии. Каждое
родительское собрание важно начинать с открытого просмотра детской
деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут
быть их дети.
Организация уголка
для родителей. В
родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а
также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей, раскрывающие
способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста.
Совместная
деятельность. В
Программе «Детский сад - Дом радости» семья представляется «паровозом», который
везет своего ребенка по жизни, а детский сад, школа - лишь «вагончики» или
промежуточные станции. Поэтому родители играют главную роль в воспитании своего
ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в
амплификации его развития как неповторимой индивидуальности.
Занятия с участием
родителей.
Подготовка и организация выставок совместных работ детей и родителей.
Еженедельные посиделки с родителями. Ничто так не сближает, как совместное
дело. Родители приходят в группу со своим делом: шитье кукольной одежды,
постельного белья, вязание рукавичек, изготовление полочки, ящика для рассады,
стульчика для Мишки и т.д. В старших группах проводятся домашние праздники с
приглашением друзей и воспитателей, а на основе консультаций педагогов —
тематические вечера. С детьми старшего возраста родители с удовольствием
участвуют в тематических фестивалях по сервировке стола на разные темы:
«Хохломское украшение», «Космос», «Нотный стан», «Ягодная поляна» и т.п.
Функции
совместной партнерской деятельности |
Формы
работы (взаимодействия) с родителями |
Нормативно-правовая
деятельность |
Письмо
Минобразования РФ "Примерные требования к содержанию развивающей среды
детей дошкольного возраста воспитывающихся в семье" от 15 марта 2004 г.
№ 03-51-46ин/14- Положение о взаимодействии с родителями
вовлечение семьи в управление МАДОУ: планирование (учет особых интересов
семьи, опора на размышления родителей на процесс развития детей, о своей
работе, педагогических знаниях и практическом и жизненном опыте; получение у
родителей информации об их специальных знаниях и умениях и использование их в
организации образовательной деятельности при ее планировании; получение у
родителей информации об их ожиданиях в отношении их ребенка и использование
этой информации для выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка,
отражая ее в рабочих программах), организации образовательного процесса |
Информационно-консультативная
деятельность |
|
Просветительская
деятельность |
|
Практико-ориентированная
методическая деятельность |
|
Культурно-досуговая
деятельность |
|
Индивидуально-ориентированная
деятельность |
|