Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)

08.09.2021

Ccылка на видео


Одним из важных условий реализации ООП ДО является взаимодействие с семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники образовательных отношений.

Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, медицинский персонал, родители (законные представители). Равноправие субъектов подразумевает:

-     открытость к взаимодействию;

-     возможность запросить, и получить информацию;

-     инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;

-     возможность участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке результатов совместных проектов, образовательного процесса.

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. 

Цель коллектива – установить партнерские отношения, объединить усилия для успешного освоения детьми основной общеобразовательной программ дошкольного образования, создать атмосферу общности интересов, активизировать родителей через включение их в управление и совместную детско-взрослую деятельность.

Задачи:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

2. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3.  Обеспечить учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в определении:

-       специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

-    выбора тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

-       сложившихся традиций МАДОУ.

4.      Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

5.      Обеспечить информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления информации о ООП семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.

6.   Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

7.  Обеспечить консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.

 

Основные направления взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вклад в организацию образовательного процесса.

Особая помощь от родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит каждого из детей данной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый для общения их друг с другом.

Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям, только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя. Не следует торопиться в этот же день выставлять для обозрения родителей работы.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных областей. Особо важная задача - формирование физического и психического здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции.

Родительские собрания проводятся три раза в год. Сценарии их очень подробно прописаны в Технологии. Каждое родительское собрание важно начинать с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут быть их дети.

Организация уголка для родителей. В родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста.

Совместная деятельность. В Программе «Детский сад - Дом радости» семья представляется «паровозом», который везет своего ребенка по жизни, а детский сад, школа - лишь «вагончики» или промежуточные станции. Поэтому родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой индивидуальности.

Занятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок совместных работ детей и родителей. Еженедельные посиделки с родителями. Ничто так не сближает, как совместное дело. Родители приходят в группу со своим делом: шитье кукольной одежды, постельного белья, вязание рукавичек, изготовление полочки, ящика для рассады, стульчика для Мишки и т.д. В старших группах проводятся домашние праздники с приглашением друзей и воспитателей, а на основе консультаций педагогов — тематические вечера. С детьми старшего возраста родители с удовольствием участвуют в тематических фестивалях по сервировке стола на разные темы: «Хохломское украшение», «Космос», «Нотный стан», «Ягодная поляна» и т.п.

Функции совместной партнерской деятельности

Формы работы (взаимодействия) с родителями

Нормативно-правовая деятельность

  • знакомство родителей с локальной нормативной базой МАДОУ;

   Письмо Минобразования РФ "Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста воспитывающихся в семье" от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-
Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
Семейный кодекс РФ (извлечение) от 29.12.1995 №223 – ФЗ
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989г.) 
Устав МАДОУ детский сад № 39
Положение о совете родителей
Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования
Положение о порядке оформления, возникновения, приостановления и прекращения отношений между учреждением и родителями воспитанников

     Положение о взаимодействии с родителями
Положение о психолого-педагогическом консилиуме

  • участие в принятии решений по созданию условий, направленных на развитие МАДОУ;

вовлечение семьи в управление МАДОУ: планирование (учет особых интересов семьи, опора на размышления родителей на процесс развития детей, о своей работе, педагогических знани­ях и практическом и жизненном опыте; получение у родителей информации об их специальных знаниях и умениях и использование их в организации образовательной деятельности при ее планировании; получение у родителей информации об их ожиданиях в отношении их ребенка и использование этой информации для выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка, отражая ее в рабочих программах), организации образовательного процесса

Информационно-консультативная деятельность

Просветительская деятельность

  • педагогическая гостиная;
  • совместная разработка учебных пособий и дидактических игр;
  • круглые столы с участием родителей, представителей общественных, научных организаций;
  • информационные буклеты по заявленным родителями проблемам;
  • единый и групповой стенды;
  • плакаты различной тематики (противопожарная, санитарная, гигиеническая, психолого-педагогическая и др.);
  • папки, листовки, памятки, буклеты, бюллетени;
  • стеллажи для демонстрации детских работ по лепке и небольших конструкций;

Практико-ориентированная методическая деятельность

Культурно-досуговая деятельность

  • физкультурно-спортивные мероприятия;
  • акции;
  • музыкальные праздники;
  • день ребенка, семьи, детского сада, группы и т.д.;
  • экскурсии, игровые, семейные конкурсы, викторины

Индивидуально-ориентированная деятельность

  • проведение собеседований один на один с родителями ребенка для обсуждения достижений и трудностей в развитии ре­бенка, а также для получения информации об ожиданиях, целях, опасениях и потребностях родителей;
  • обсуждение практических вопросов воспитания и разви­тия детей для того, чтобы обеспечить для детей преемст­венность и последовательность действий взрослых;
  • конкурсы семейных рисунков;
  • выставки семейных достижений;
  • коллективные творческие дела;
  • работа с картой индивидуального маршрута ребенка;
  • организация вернисажей, выставок детских работ
  
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.