08.09.2021
При создании
предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ учтены требования ФГОС:
- Организация среды ДОУ включает
интеграцию всех основных направлений (социально - коммуникативное,
познавательное, речевое, физическое, художественно – эстетическое
развитие);
- Реализация индивидуального подхода;
Поли
функциональность материалов. Существует возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например,
детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. В помещениях возрастных
групп и на участке ДОУ имеются полифункциональные (не обладающих жестко
закреплённым способом употребления) предметы, в том числе природные материалы,
пригодные для использования в разных видах детской активности.
Образовательное
пространство ДОУ и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают (в соответствии со
спецификой программы):
-
игровую, познавательную, исследовательскую
и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными
детям материалами (в том числе с песком и водой);
-
двигательную активность, в том числе
развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-
эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-
возможность самовыражения детей.
Трансформируемость
пространства. Существует возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
Вариативность
среды. В помещениях и на участке ДОО имеются
различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный
выбор детей;
Обеспечивается
периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность
детей.
Доступность среды.
Обеспечивается
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при
их наличии в ДОО), всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность. Имеется свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ и
детей-инвалидов (при их наличии в ДОО), к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Обеспечивается
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность
предметно-пространственной среды. Все элементы РППС
обеспечивают надежность и безопасность (физическую и психологическую) их использования.
Построение развивающей
среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство
психологической защищённости, помогает формированию личности, развитию
способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая
среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к
детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями,
побуждает к активности, творчеству, самостоятельности способствует
интеллектуальному развитию.
Педагогами были найдены
удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство
детского сада. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом,
чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей,
располагались в разных функциональных зонах.
Подобранные с учетом
санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование
в каждой группе установлены, так, что ребёнок может найти удобное и комфортное
место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удалённое от
детей и взрослых или наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или
предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используются
различные материалы игрового пространства, в том числе: всевозможные диванчики,
ширмы, макеты, пуфики, заборчики, коробки, которые легко переносятся или
передвигаются. Оформлены уголки уединения. Рационально использованное
пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют, и
принести изюминку в интерьер каждого помещения. Организованы разнообразные
центры в рамках группового пространства:
-
сюжетно-ролевых игр;
-
уединения;
-
безопасности;
-
конструирования;
-
физкультурной;
-
театрализованный;
-
краеведения;
-
творчества;
-
музыкальный;
-
развитие речи;
-
песка;
-
природы;
-
экспериментирования и т.д.
Подборка игр, пособий и
другого наполнения центров соответствует возрастным и индивидуальным
особенностям детей группы.
Содержательная насыщенность среды
Функциональная направленность |
Вид помещения |
Оснащение, оборудование, в том числе ТСО |
Сохранение и укрепление здоровья детей. Безопасность. |
Музыкально-физкультурный
зал: Физкультурные занятия. Занятия по музыкальному
воспитанию. Спортивные и тематические
досуги. Развлечения, праздники и
утренники. Театральные представления. Родительские собрания и
прочие мероприятия для родителей. Консультативная работа с
родителями и воспитателями. Индивидуальные занятия. |
Шкаф для используемых
пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала. Музыкальный центр. Пианино. Экран. Разнообразные музыкальные
инструменты для детей. Подборка аудио- и
видеобиблиотеки с музыкальными произведениями. Различные виды театров. Ширма для кукольного
театра. Детские и взрослые костюмы. Детские хохломские стулья и
столы. Мягкие модули. Маты. Спортивное оборудование для
прыжков, метания, лазанья. Магнитофон. Мольберт. |
Спальное помещение: Дневной сон. Гимнастика после сна. |
Спальная мебель. Физкультурное оборудование
для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые
кольца и кубики. |
|
Образование, развитие детей |
Групповые комнаты: Социально-коммуникативное
развитие. Физическое развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. |
Детская мебель для
практической деятельности. Игровая мебель. Атрибуты
для сюжетно- ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская»,
«Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа». Конструкторы различных
видов. Головоломки, мозаики,
пазлы, настольно- печатные игры, лото. Развивающие игры по
математике, логике. Различные виды театров. Дидактические игры на
развитие психических функций-мышления, внимания, памяти, воображения. Дидактические материалы по
сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте. Географический глобус. Карта России, карта Мира. Муляжи овощей и фруктов. Календарь погоды. Плакаты и наборы
дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых,
обитателей морей и рек, рептилий. Магнитофон, аудиозаписи, флешки. |
Коррекция и развитие |
Кабинет учителя-логопеда: Занятия по коррекции речи. Консультативная работа с
родителями по коррекции речи детей. |
Большое настенное зеркало. Дополнительное освещение у
зеркала. Стол и стулья для
учителя-логопеда и детей. Шкаф для методической
литературы, пособий. Магнитная доска. Индивидуальные зеркала для
детей. Ноутбук, персональный компьютер |
Кабинет педагога-психолога: Занятия по коррекции
психических процессов. Консультативная работа с
родителями по коррекции речи детей. |
Стол и стулья для
педагога-психолога и детей. Шкаф для методической
литературы, пособий. Магнитная доска. Сухой бассейн. Ноутбук. Световой экран для рисунков
на песке Сухой дождь |
|
Методическое сопровождение |
Методический кабинет: Осуществление методической
помощи педагогам. Организация консультаций. Выставка дидактических и методических материалов для
организации работы с детьми по различным направлениям развития. |
Библиотека педагогической и
методической литературы. Библиотека периодических
изданий. Пособия для занятий. Опыт работы педагогов. Материалы консультаций,
семинаров, семинаров- практикумов. Иллюстративный материал. Ноутбук. Принтеры (цветной,
черно-белый) Видеокамера. Проектор, экран |
Информационно- просветительская работа |
Раздевальная комната: Информационно-просветительская
работа с родителями. |
Информационный уголок. Выставки детского
творчества. Наглядно-информационный
материал для родителей. Уголок по безопасности. |
Центры
развивающей активности детей
Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить
ребенку поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
Центры
развития активности детей в групповых помещениях |
||||||
Образовательная
область |
Центры
активности |
Задачи
деятельности центра |
||||
Познавательное развитие
|
Центр
познавательного развития |
· Воспитание стремления к соучастию в деятельности
взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды,
заботе о ближайшем природном окружении. · Приобщение к чтению познавательной и художественной
литературы. · Развитие и обучение детей средствами игровой
предметности. · Развитие конструктивных способностей и устойчивого
интереса к конструированию у дошкольников. · Развитие мелкой моторики, речи, познавательной и
исследовательской активности детей. · Развитие мышления в процессе формирования основных
приемов мыслительной деятельности анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умение выделять главное. · Развитие познавательной активности и
самостоятельности мыслительной деятельности дошкольников. · Развитие системы элементарных математических,
экологических, естественнонаучных представлений, физических, коммуникативных,
художественно-эстетических навыков. · Развитие у детей умения устанавливать связей между
строением и назначением функциональных частей объекта, совершенствовать
навыки индивидуального и коллективного творчества. · Развитие умения и желания сохранять природу и при
необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков
элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении. · Развитие чувства прекрасного к природным объектам и
явлениям через восприятие музыки, произведений художественно-литературного
творчества. · Стимулирование и развитие познавательной активности
ребенка. · Формирование навыки творческого мышления. · Формирование стремлений к самостоятельному
творческому поиску объектов для конструирования. · Формирование стремления к освоению нового (получение
информации из энциклопедий, справочной литературы). · Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу
за растительными и животными объектами. · Формирование у детей представлений о сенсорных
эталонах объектов природного и социального окружения. · Формирование у детей умения передавать особенности
предметов средствами деревянного строителя, конструктора LEGO, овладение
вариативными способами соединения деталей для решения конкретной
конструктивной задачи. · Формирование умений детей использовать в
конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели. · Формирование элементарных научных экологических
знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника. |
||||
Речевое развитие
|
Центр
речевого развития |
· Воспитание культуры речи, речевого поведения,
чтения. · Воспитание привычки к аккуратному обращению с
книгой. · Воспитание эмоционального отношения к героям
художественно-литературных произведений средствами музыкальных произведений
разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы
литературных героев. · Ознакомление с грамматическими конструкциями связной
речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка, миф,
легенда, сказ). · Приобщение к миру уральской художественной культуры
через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество
известных писателей литературных произведений для детей. · Развитие всех компонентов речевой системы. · Развитие интереса к художественной литературе. · Развитие литературной речи,
художественно-творческого потенциала. · Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать
с предметами. · Развитие понимания нравственно-этических отношений
героев художественных произведений. · Развитие представлений о нравственных качествах: об
уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и
трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после
прочтения литературных произведений. · Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах
литературных произведений. · Стимулирование и развитие речевой активности
ребенка. · Формирование коммуникативных навыков. · Формирование потребности рассматривать книгу,
беседовать по поводу ее содержания. |
||||
Физическое развитие
|
Центр
физического развития и сохранение здоровья |
· Ознакомление детей со знаменитыми спортсменами,
видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием, великими достижениями
российских, уральских спортсменов в области спорта. · Ознакомление с нормами и правилами безопасности в
двигательной деятельности. · Организация самостоятельной двигательной активности
на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области
физической культуры. · Профилактика негативных эмоций. Формирование
способности контролировать свои эмоции в движении. Формирование умений
передавать ощущения, эмоции в речи. · Развитие потребности в творческом самовыражении через
физическую активность. · Развитие представлений детей об основных способах
обеспечения и укрепления доступными средствами физического и психического
здоровья. · Развитие самооценки собственных достижений в области
физической культуры. · Развитие способности после рассматривания книжных
иллюстраций, схем воспроизводить по ним основные движения, комплексы
упражнений. · Развитие умения налаживать отношения со сверстниками
в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми
правилами и нормами. · Удовлетворение потребности детей в двигательной
активности. · Формирование валеологических основ и основ ОБЖ. · Формирование навыка выполнения правил безопасного
использования физкультурного оборудования. · Формирование необходимых культурно-гигиенических
навыков: умение самостоятельно и правильно мыть руки после занятий
физическими упражнениями и играми. Формирование умения самостоятельно
устранять беспорядок в одежде, прическе, после занятий физическими
упражнениями и после игр. · Формирование представлений о культуре здоровья и
путях его сохранения, развития; · Формирование представлений о том, что полезно и что
вредно для здоровья; что безопасность зависит и от самого ребенка, от
соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную
опасность. |
||||
Художественно-эстетическое развитие |
Центр художественно-эстетического развития |
· Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной
культуры. · Воспитание эстетических чувств. · Поддержание и развитие у ребенка интереса к
изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности. · Приобщение детей к театральному искусству через
знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями; · Развитие музыкального интонационно-речевого опыта,
умение пользоваться эмоционально-образным словарем. ·
Формирование
индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться. · Формирование интереса и способность проникаться
теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе
произведение искусства. · Формирование легкость и ловкость исполнения основных
естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков). · Формирование навыков изобразительной деятельности. · Формирование умений использовать различные материалы
(природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать
средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и
средствами изображения; · Формирование умения определять жанры живописи:
натюрморт, портрет, пейзаж |
||||
Социально-коммуникативное развитие
|
Центр
сюжетно-ролевых игр Центр
социализации |
· Обеспечение активизации всего чувственного аппарата
ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через
игровые виды деятельности. · Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия
детей. · Развивать осознание своих физических возможностей на
основе представлений о своем теле; · Развитие представления о поступках, людей (великих,
известных) как примерах возможностей человека. · Развитие этически ценных форм, способов поведения и
отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и
поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов. · Стимулирование коммуникативно–речевой,
познавательной, эстетической деятельности детей. · Формирование представлений о важности безопасного
поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на
улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами; · Формирование представлений о трудовой деятельности
людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких): о
профессиональной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой деятельности
(домашние дела и их распределение между членами семьи); об увлечениях и
хобби. · Формирование трудовых навыков по уходу за
растительным и животным миром. · Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности
в разных видах труда. · Формирование умения осуществлять коллективную
деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности
других детей. · Формировать потребность в ежедневной двигательной
деятельности. |
||||
Центр «Безопасность» |
· Ознакомление с нормами и правилами безопасности в
двигательной деятельности · Формирование навыка выполнения правил безопасного
использования физкультурного оборудования. · Формирование представлений о важности безопасного
поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на
улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами. |
|||||
Уголок уединения |
· Сохранение и укрепление психического здоровья. · Обеспечение возможности уединения ребенка во время
длительного пребывания среди большого числа сверстников. · Предупреждение чрезмерного возбуждения ребенка,
ведущее к утомлению его нервной системы. · Создание условий для отдыха, уединения детей,
релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения
переживаемых детьми стрессовых ситуаций. |
|||||
НАПОЛНЯЕМОСТЬ ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В
ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ |
||||||
Познавательное развитие |
||||||
Наименование
центров: Центр «Познавательного
развития», Центр конструирования |
||||||
Обязательная
часть |
||||||
Младший дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
|||||
Дидактические игры по познавательному развитию.
Картинки-путаницы, картинки-загадки, картинки-перевертыши. Копилка («Подарки
осени, весны, зимы, лета»). Настольно-печатные,
дидактические игры природоведческого содержания. Природный материал.
Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными.
Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной теме). Книги
и иллюстрации о сезонных изменениях природы, иллюстрации с животными (дикие и
домашние, их детеныши). Сказки, потешки, стихи о животных, природе (С.
Маршак, А. Барто и т.д.). Подборка
литературы по сезонам, праздникам, о труде взрослых и детей. Фотоальбомы с
фотографиями природы в разное время года, с семейными фотографиями детей
группы в разное время года. Кассеты с записью «голосов природы» (шум ветра,
шум моря, шум дождя, пение птиц, голоса животных и т.д.) Строительный
материал крупный и мелкий. Мягкие модули. Всевозможные конструкторы:
деревянный, пластмассовый, металлический, LEGO. Образцы. Мелкие игрушки. Наборы строителя разного
цвета и размера (большой, маленький). Деревянный строитель с объемными
геометрическими телами (цилиндры, призмы и т.д.). Строительный конструктор с
блоками крупного, среднего и мелкого размера. Нетрадиционный
строительный материал. Небольшие
игрушки для обыгрывания построек. Транспорт
(крупный, средний, мелкий) из различных материалов. Схемы построек и
«алгоритмы» их выполнения. Настольно-печатные игры математического
содержания. Коллективная аппликация «Город цветных человечков (жёлтый, синий,
красный, белый, чёрный)»; «Домашние и дикие животные», «Транспорт», «Овощи и
фрукты» и др.). Дидактические
игрушки (пирамидки, цилиндры, формы-вкладыши, матрёшки). Звучащие
игрушки-заместители (маленькие пластиковые коробочки из-под фотопленки,
киндер-сюрпризов и т.д. с различными наполнителями – горохом, фасолью, пшеном
и пр.). Книжки
– раскладушки «Узнай по голосу» или крупные предметные картинки с
изображениями животных и птиц. Книжки-раскладушки
«Что это?» или крупные предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и
предметов. Лото
«Цвета» с простыми картинками и изображениями геометрических фигур,
окрашенных в четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), лото
«Цветной фон». Рамки
– вкладыши для раскладывания предметов по размеру. Игра «Раскрась картинку» (закрашивание изображения
определенным цветом). Комплект
геометрических фигур разных размеров, окрашенных в основные цвета. Предметы
и изображения предметов различной геометрической формы, геометрические
вкладыши. Объемные
геометрические формы (кубы, шары разного размера и основных цветов). Трафареты-обводки
(геометрические фигуры). Разнообразный
счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный
материал), счетные палочки. Счетный
материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные картинки). Логико-математические
игры типа «Сложи узор», «Геометрический паровозик», «Геометрическая мозаика»
«Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Соты», «Крестики», «Найди пару»,
«Составь картинку», «Найди и назови», «Шнур-затейник», «Кораблик Плюх-плюх» и
др. Предметные
картинки с изображением разного количества предметов, игрушек, животных,
разного размера, цвета и т.д. Стихи,
рассказы, сказки, в которых присутствуют числа. Иллюстрации
и картинки по времена года, частям суток. Книги,
иллюстрации с изображением деятельности детей и взрослых в разное время суток
и время года. Разрезные
картинки. Картинки-задания
типа «Найди отличие», «Чем похожи». LEGO. |
Дидактические игры по познавательному развитию.
Материалы и оборудование для детского экспериментирования с водой, песком,
глиной. Природный материал: шишки, косточки, ракушки, семена клёна. Модели,
схемы. Дидактические игры по речевому развитию (по звукопроизношению, лексике
и др.). Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам,
стихотворениям. Картинки-путаницы, картинки-загадки. Пиктограммы. Наборы
разрезных картинок на 4-8 частей. Художественная и познавательная литература.
Дидактические игры по познавательному развитию. Картинки-путаницы, картинки-загадки,
картинки-перевертыши. Копилка («Подарки осени, весны, зимы, лета»).
Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания.
Природный материал. Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями,
животными. Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной
теме). Книги и иллюстрации о сезонных изменениях природы, иллюстрации с
животными (дикие и домашние, их детеныши). Сказки, потешки, стихи о животных,
природе (Маршак, Барто и т.д.).
Подборка литературы по сезонам, праздникам, о труде взрослых и детей.
Фотоальбомы с фотографиями природы в разное время года, с семейными
фотографиями детей группы в разное время года. Кассеты с записью «голосов
природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя, пение птиц, голоса животных и т.д.).
Цифры на кубиках. Книги по математике о числах первого десятка. Числовой
фриз. Счёты. Настольно-печатные игры математического содержания. Коллективная аппликация «Город цветных человечков
(жёлтый, синий, красный, белый, чёрный)»; «Домашние и дикие животные»,
«Транспорт», «Овощи и фрукты» и др.). Дидактические игрушки (пирамидки,
цилиндры, формы-вкладыши, матрёшки). Звучащие игрушки-заместители (маленькие
пластиковые коробочки из-под фотопленки, киндер-сюрпризов и т.д. с различными
наполнителями – горохом, фасолью, пшеном и пр.). Книжки-раскладушки «Узнай по
голосу» или крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц.
Книжки-раскладушки «Что это?» или крупные предметные картинки с изображениями
звучащих игрушек и предметов. Лото «Цвета» с простыми картинками и
изображениями геометрических фигур, окрашенных в четыре основных цвета
(красный, желтый, зеленый, синий), лото «Цветной фон». Рамки – вкладыши для
раскладывания предметов по размеру. Игра «Раскрась картинку» (закрашивание
изображения определенным цветом). Комплект геометрических фигур разных
размеров, окрашенных в основные цвета. Предметы и изображения предметов
различной геометрической формы, геометрические вкладыши. Объемные
геометрические формы (кубы, шары разного размера и основных цветов).
Трафареты-обводки (геометрические фигуры). Разнообразный счетный материал
(предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал), счетные
палочки. Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал,
предметные картинки). Логико-математические игры типа «Сложи узор»,
«Геометрический паровозик», «Геометрическая мозаика» «Кубики для всех»,
«Сложи квадрат», «Соты», «Крестики»,
«Найди пару», «Составь картинку», «Найди и назови», «Шнур-затейник»,
«Кораблик Плюх-плюх» и др. Предметные картинки с изображением разного
количества предметов, игрушек, животных, разного размера, цвета и т.д. Стихи,
рассказы, сказки, в которых присутствуют числа. Иллюстрации и картинки по
времена года, частям суток. Книги, иллюстрации с изображением деятельности
детей и взрослых в разное время суток и время года. Разрезные картинки.
Картинки-задания типа «Найди отличие», «Чем похожи». Бросовый материал:
чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки. Всевозможные конструкторы: деревянный,
металлический. Пластмассовые и металлические конструкторы.
Строительный материал крупный и мелкий. Мягкие модули. Всевозможные
конструкторы: деревянный, пластмассовый, металлический. Образцы. Мелкие
игрушки. Наборы строителя разного цвета и размера (большой, маленький).
Деревянный строитель с объемными геометрическими телами (цилиндры, призмы и
т.д.). Строительный конструктор с блоками крупного, среднего и мелкого
размера. Нетрадиционный строительный материал. Небольшие игрушки для
обыгрывания построек. Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных
материалов. Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения. |
|||||
Речевое развитие |
||||||
Наименование
центра Центр речевого развития |
||||||
Обязательная
часть |
||||||
Младший дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
|||||
Дидактические игры по речевому развитию (по
звукопроизношению, лексике, граммстрою; развитию связной речи). Подбор
дидактических игр, иллюстраций о животном и растительном мире, о человеке, о
предметном мире. Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам,
загадкам, стихотворениям. Подбор книг, игр, иллюстраций о видовых и родовых
понятиях, об общественных праздниках. Наличие разнообразных пособий на
выработку правильной воздушной струи. Различные виды театров: настольный, театр варежек,
пальчиковый театр и др. Игры
типа «Чудесный мешочек», тактильные дощечки, пособия для развития слухового
внимания (наполнены разными крупами, орехами и т.д.) Картотека
пальчиковых игр. Театр на прищепках. Игры
для развития мелкой и крупной моторики. Игры для развития дыхания,
артикуляционного аппарата. Массажные мячики, щетки. Занимательные игрушки для
развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными
поверхностями – меховой, бархатной и т.д., «Тактильные кубики», «тактильные
коврики» и т.д.). «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или
пластиковыми фигурками животных. Дидактические
игры «Сложи картинку» (из 4 кубиков), пазлы (на 10-15 элементов), шнуровки и
вкладыши с изображением различных животных и их детенышей, предметов и
игрушек разного цвета и размера. |
Пособия для развития мелкой моторики рук. Пособия на
поддувание. Дидактические игры по речевому развитию (по звукопроизношению,
лексике, граммстрою; развитию связной речи). Подбор дидактических игр,
иллюстраций о животном и растительном мире, о человеке, о предметном мире.
Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам,
стихотворениям. Подбор книг, игр, иллюстраций о видовых и родовых понятиях,
об общественных праздниках. Наличие разнообразных пособий на выработку
правильной воздушной струи. Различные виды театров: настольный, театр
варежек, пальчиковый театр и др. Игры типа «Чудесный мешочек», тактильные
дощечки, пособия для развития слухового внимания (наполнены разными крупами,
орехами и т.д.). Картотека пальчиковых игр. Театр на прищепках. Игры для развития
мелкой и крупной моторики. Игры для развития дыхания, артикуляционного
аппарата. Массажные мячики, щетки. Занимательные игрушки для развития
тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными поверхностями
– меховой, бархатной и т.д., «Тактильные кубики», «тактильные коврики» и
т.д.). «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми
фигурками животных. Дидактические игры «Сложи картинку» (из 4 кубиков), пазлы
(на 10 – 15 элементов), шнуровки и вкладыши с изображением различных животных
и их детенышей, предметов и игрушек разного цвета и размера. |
|||||
Книжный
уголок: книжки-малышки, сказки, песенки, потешки, загадки, считалки; рассказы
в картинках, книги писателей и поэтов. Портреты
писателей. Подбор художественной литературы по жанрам, тематике,
соответствующей перспективному (тематическому) плану. Дидактические
игры. Иллюстрации. Произведения художественной литературы по программе.
Познавательная литература. Любимые книжки детей. Книжки-игрушки.
Книжки-картинки. Отдельные картинки с изображением предметов и несложных
сюжетов. Энциклопедии типа «Что такое? Кто такой?». 2 постоянно сменяемых
детских журнала Книжки
малышки с произведениями малых
фольклорных форм. Книжки-раскраски по изучаемым темам. Книжки-самоделки. Аудиокассеты
с записью литературных произведений по программе и любимых детьми
произведений. Открытки,
иллюстрации с изображениями сюжетов из любимых сказок художников (например,
Рачева, В. Сутеева). |
Портреты писателей. Подбор художественной литературы
по жанрам. Книжный уголок: книжки-малышки, сказки, песенки, потешки, загадки,
считалки; рассказы в картинках, книги писателей и поэтов. Портреты писателей.
Подбор художественной литературы по жанрам, тематике, соответствующей
перспективному (тематическому) плану. Дидактические игры. Иллюстрации. Произведения художественной литературы по программе.
Познавательная литература. Любимые книжки детей. Книжки-игрушки. Книжки-картинки. Отдельные картинки с изображением
предметов и несложных сюжетов. Энциклопедии типа «Что такое? Кто такой?». 2
постоянно сменяемых детских журнала. Книжки малышки с произведениями малых фольклорных форм. Книжки-раскраски
по изучаемым темам. Книжки-самоделки. Аудиокассеты с записью литературных
произведений по программе и любимых детьми произведений. Открытки,
иллюстрации с изображениями сюжетов из любимых сказок художников. |
|||||
Физическое развитие |
||||||
Наименование
центра «Центр физической
культуры и сохранения здоровья ребенка» |
||||||
Обязательная
часть |
||||||
Младший дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
|||||
Мягкие
модули. Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, султанчики, кегли, обручи и др.
Предметное оснащение для самостоятельной двигательной деятельности. Для
релаксации детей – многофункциональные мягкие модули. Для
укрепления здоровья детей – корригирующие дорожки для профилактики
плоскостопия. Кубики
маленькие и средние. Короткие скакалки. Мячи всех размеров. Вожжи. Обручи (3
– 4 шт.). Вертушки. Модульные
конструкции для подлезания, перелезания, пролезания. Атрибуты
для подвижных игр (шапочки, маски). Ленты, флажки (основных цветов).
Массажные коврики и ребристые дорожки. Кольцеброс. Гимнастические палки. Ленты разных цветов
на кольцах. Кегли. Флажки разных цветов. Мишени на ковролиновой основе с
набором мячиков на «липучке» (дартс). Иллюстрации,
картинки по гигиене. Сборники
с потешками, стихами о культурно – гигиенических навыках. Настольно
– печатные игры типа лото с картинками, изображающими предметы для содержания
тела в чистоте. Аудио-сборники
с музыкальными сказками, стихами на тему «Мои помощники». Плакат
«Что мы делаем в разное время дня» (режимные моменты, культурно –
гигиенические навыки). Плакат
«Что мы делаем в разное время дня» (режимные моменты, культурно –
гигиенические навыки). |
Иллюстрации, картинки по гигиене. Сборники с
потешками, стихами о культурно – гигиенических навыках. Настольно-печатные
игры типа лото с картинками, изображающими предметы для содержания тела в
чистоте. Аудио – сборники с музыкальными сказками, стихами на тему «Мои
помощники». Плакат «Что мы делаем в разное время дня» (режимные моменты,
культурно – гигиенические навыки). Плакат «Что мы делаем в разное время дня»
(режимные моменты, культурно – гигиенические навыки). Мягкие модули. Спортивный инвентарь: мячи, скакалки,
султанчики, кегли, обручи и др. Предметное оснащение для самостоятельной
двигательной деятельности. Для релаксации детей – многофункциональные мягкие
модули. Для укрепления здоровья детей – корригирующие дорожки для
профилактики плоскостопия. Кубики маленькие и средние. Короткие скакалки.
Мячи всех размеров. Вожжи. Обручи. Вертушки. Модульные конструкции для
подлезания, перелезания, пролезания. Атрибуты для подвижных игр (шапочки,
маски). Ленты, флажки (основных цветов). Массажные коврики и ребристые
дорожки. Кольцеброс. Гимнастические палки. Ленты разных цветов на кольцах.
Кегли. Флажки разных цветов. Мишени на ковролиновой основе с набором мячиков
на «липучке» (дартс). Книги, альбомы по валеологии, гигиене, основам
безопасности жизнедеятельности. Альбомы о видах спорта (по сезону),
знаменитых спортсменах. Книги, энциклопедии, альбомы о красоте физически
развитого человека. Дидактические игры о спорте, основам безопасности
жизнедеятельности. Плакаты, макеты, пособия валеологического содержания.
Альбомы «Грибы», «Лечебные травы», «Ядовитые растения». Художественная и
познавательная литература о сохранении здоровья. Картотека пословиц и
поговорок. |
|||||
Художественно-эстетическое развитие |
||||||
Наименование
центра: «Центр
художественно-эстетического развития» |
||||||
Обязательная
часть |
||||||
Младший дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
|||||
Наличие
демонстрационного материала по ознакомлению детей с разными видами и жанрами
искусства, народно-декоративного и прикладного творчества. Наличие
образцов рисования, лепки, вырезания. Детские рисунки. Мольберт. Тематические
выставки всей группы, коллективные панно. Наличие
репродукций картин для оформления интерьера группы. Наличие образцов
(игрушки, бытовые предметы, предметы народных промыслов). Использование
детских работ (рисунков, аппликации, конструирование из бумаги, природного и
бросового материала) в оформлении интерьера группы. Материалы и инструменты
для изобразительной деятельности и ручного труда: краски, кисточки, штампы,
пластилин, стеки, палитра, бумага разных размеров, вата, поролон, текстильный
материал, проволока, клей, ножницы. Познавательная
и художественная литература. Обводки,
трафареты с предметным изображением, геометрическими фигурами. Раскраски с
разным количеством (размером) предметов, животных (один – много, длинный –
короткий и т.д.). Материал
для нетрадиционного рисования разной формы и размера (круглые печатки,
квадратные штампы и т.д.). Основы для свободного рисования разной формы:
круги, квадраты, треугольники. Восковые
и акварельные мелки, цветной мел. Фломастеры. Гуашевые краски и кисти. Цветные
карандаши. Пластилин. Палочки, стеки, клише, поролон, печатки, трафареты и
обводки по лексическим темам. Рулон обоев для коллективного рисования.
Маленькие доски для рисования мелом. Раскраски. Образцы
декоративно-прикладного искусства (по возрасту и по программе), иллюстрации и
альбомы по данной теме для рассматривания. |
Наличие демонстрационного материала по ознакомлению
детей с разными видами и жанрами искусства, народно-декоративного и
прикладного творчества. Наличие образцов рисования, лепки, вырезания.
Детские рисунки. Мольберт. Тематические выставки всей группы, коллективные
панно. Наличие картин для оформления интерьера группы. Наличие образцов
(игрушки, бытовые предметы, предметы народных промыслов). Использование
детских работ (рисунков, аппликации, конструирование из бумаги, природного и
бросового материала) в оформлении интерьера группы. Материалы и
инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: краски,
кисточки, штампы, пластилин, стеки, палитра, бумага разных размеров, вата, поролон,
текстильный материал, проволока, клей, ножницы. Познавательная и
художественная литература. Обводки, трафареты с предметным изображением,
геометрическими фигурами. Раскраски с разным количеством (размером) предметов,
животных (один – много, длинный – короткий и т.д.). Материал для
нетрадиционного рисования разной формы и размера (круглые печатки, квадратные
штампы и т.д.). Основы для свободного рисования разной формы: круги,
квадраты, треугольники. Восковые и акварельные мелки, цветной мел. Фломастеры.
Гуашевые краски и кисти. Цветные карандаши. Пластилин. Палочки, стеки, клише,
поролон, печатки, трафареты и обводки по лексическим темам. Рулон обоев
для коллективного рисования.
Раскраски. Образцы декоративно-прикладного искусства (по возрасту и по
программе), иллюстрации и альбомы по данной теме для рассматривания. |
|||||
Музыкальные
инструменты. Шумелки. Портреты
композиторов. Иллюстрации к песням, произведениям композиторов, музыкальных
инструментов. Музыкально-дидактические
игры. Художественная литература. Барабаны.
Ложки. Бубен. Колокольчики. Металлофон. Пианино детское. Игрушки-самоделки
(неозвученные): гармошка, балалайка. Музыкальный волчок. Музыкальный
молоточек. Органчики. Магнитофон. Аудио
кассеты, CD –диски. (песенки,
музыкальные сказки, программный материал, «голоса природы»). Лесенка
из 3-х ступенек. Звуковая книжка (звуковые картинки). Дидактические
игры и упражнения типа: «Музыкальное окошко», «Чудесный мешочек», «Солнышко и
дождик», «Музыкальный телефон», «Угадай-ка». |
Ширма для проведения спектаклей. Театральная
костюмерная. Различные виды театров: театр варежек, пальчиковый театр и др.
Иллюстрации к песням. Музыкально – дидактические игры Озвученные игрушки с
разным принципом звучания, самодельные «шумелки». Портреты композиторов. Детские
музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. Шумелки. Портреты композиторов. Иллюстрации к
песням, произведениям композиторов, музыкальных инструментов. Музыкально-дидактические игры. Художественная
литература. Барабаны. Ложки. Бубен. Колокольчики. Металлофон. Пианино
детское. Игрушки-самоделки (неозвученные): гармошка, балалайка. Музыкальный
волчок. Музыкальный молоточек. Органчики. Магнитофон. Аудио кассеты, CD –диски (песенки,
музыкальные сказки, программный материал, «голоса природы»). Лесенка из 3-х
ступенек. Звуковая книжка (звуковые картинки). Дидактические игры и
упражнения типа: «Музыкальное окошко», «Чудесный мешочек», «Солнышко и
дождик», «Музыкальный телефон», «Угадай-ка». |
|||||
Социально-коммуникативное развитие |
||||||
Наименование
центров «Центр сюжетно-ролевых
игр», «Центр социализации» |
||||||
Обязательная
часть |
||||||
Младший дошкольный возраст |
Старший
дошкольный возраст |
|||||
Наличие
игрового оборудования, игрушек из различных материалов, подбор масок,
атрибутов. Предметы-заместители
к играм. Дидактические и настольно-печатные игры. Наличие картотеки
сюжетно-ролевых игр. Руководство взрослого игрой. Атрибуты
для игры «Дом», «Семья». Куклы – «мальчики» и «девочки». Куклы в одежде
представителей разных профессий. Комплекты одежды для кукол по сезонам,
комплекты постельных принадлежностей для кукол, кукольная мебель (маленького
размера); набор для кухни (плита, мойка, стиральная машина). Коляски для
кукол. Атрибуты для 5-6 игр. Предметы – заместители. Атрибуты
для ряжения. Зеркало. Книги с иллюстрациями, альбомы «Транспорт»,
«Профессии». Фотоальбомы
с фотографиями помещений и сотрудников (медсестра, повара, няня,
воспитатель), участков детского сада. Иллюстрации или сюжетные картинки по
теме «Семья», «Строительство», «Детский сад», «Магазин». Настольно
– печатные игры на развитие эмоций. Русские
народные сказки по возрасту. Сборники
стихов Барто А., О. Высотской, Б. Заходера и т.д. Фотографии
семьи. Альбомы
«Осень», «Зима», «Весна», «Лето», домашние (дикие) животные. Разнообразный
природный материал для рассматривания (листья, камушки, ракушки и т.д.). Иллюстрации,
репродукции животных, природы в разное время года В. Сутеева, Е. Чарушина. Центр
детского экспериментирования. Оборудование
для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки,
пульверизатор и т.д. Схемы способов ухода за растениями. Подборка литературы
по сезонам, праздникам, о труде взрослых и детей. Фотоальбомы
с фотографиями природы в разное время года, с семейными фотографиями детей
группы в разное время года. Иллюстрации
«Профессии», «Инструменты». |
Книги с иллюстрациями, альбомы «Транспорт»,
«Профессии». Фотоальбомы с фотографиями помещений и сотрудников (медсестра,
повара, няня, воспитатель), участков детского сада. Иллюстрации или сюжетные
картинки по теме «Семья», «Строительство», «Детский сад», «Магазин».
Настольно-печатные игры на развитие эмоций. Русские народные сказки по
возрасту. Сборники стихов Барто А., О. Высотской, Б. Заходера и т.д.
Фотографии семьи. Наличие игрового оборудования, игрушек из различных материалов,
подбор масок, атрибутов. Предметы-заместители к играм. Дидактические и
настольно-печатные игры. Наличие картотеки сюжетно-ролевых игр. Наличие
картотеки сюжетно-ролевых игр. Руководство взрослого игрой. Тематическая
подборка иллюстраций, фотографий «Космос», макеты и атрибуты для игр «ГАИ»,
«Город», «Пожарные» и т.д. Книги разных авторов на соответствующую тематику.
Справочная литература: энциклопедии, справочники. Энциклопедии о разных
странах мира, карты. Литература по охране жизнедеятельности. Дидактические
игры по ОБЖ. Альбомы «Профессии», «Театры», «Космос», «Школа», «Архитектура»
и т.д. Коллекция репродукций различных художников пейзажистов,
портретистов. Персональные коллекции
детей и совместные коллекции детей на разные тематики. Предметы декоративно –
прикладного искусства. Художественный материал, бросовый материал, ткань для
изготовления атрибутов сюжетно – ролевых игр, макетов города, гор и т.д.
Оборудование используется как атрибуты сюжетно – ролевых игр. |
|||||
Наименование
центра: «Безопасность» |
||||||
Иллюстрации
о правилах поведения в окружающей действительности. Дидактические игры по
правилам уличной, личной, пожарной безопасности. Макет улицы с односторонним
движением и тротуаром, макет светофора, наборы разных видов машин. Дорожный
знак «пешеходный переход», иллюстрации по ПДД, ПБ, познавательная и
художественная литература. Художественная литература о правилах поведения
окружающей действительности. |
Иллюстрации
о правилах поведения в окружающей действительности. Дидактические игры по
правилам уличной, личной, пожарной безопасности. Макеты, перекрестки с разным
расположением дорог, микрорайон детского сада Наборы разных видов машин,
дорожных знаков. Иллюстрации по ПДД, ПБ, познавательная литература.
Художественная литература о правилах поведения окружающей действительности. |